Поиск
Искать
Rambler's Top100
  • Эксперты
  • После СНГ
  • Модернизация
  • Общий рынок
  • Управляемая демократия
  • Цветные революции
  • Региональные конфликты
  • Геополитика
  • Национализм
  • Мировой порядок
  • Подписка
  • Отзывы
  • Курорт Европа


  • < Декабрь >
    П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5 6 7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     
     
     
     





    Драка в окружении Путина
    2008: новая должность Путина
    Незаконные дети Путина
    Любовь втроем станет нормой
    Обнаженные Дементьева и Бордовских




    g808.ru

    dialogs.org.ua



    [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

    16:32 | Четверть ВВП Украины – дело рук гастарбайтеров
    О проекте * Журнал * Институт * Библиотека * Архив
       Модернизация
    Июнь 14, 2007  
    Человеческий капитал Восточной Европы: тезисы эксперта ЦИРКОН
    Дмитрий Петров, главный редактор журнала "Со-общение"

    В 2004 г., на заседании Клуба корпоративной культуры компании «Ренова» известный социолог Игорь Задорин жёстко высказался на тему национальных человеческих ресурсов и проблем, стоящих в этой связи перед российским бизнесом и страной в целом. Тогда к нему мало, кто прислушался. А сегодня поднятая им проблематика стала одной из актуальнейших для серьёзных предпринимателей, чиновников, политиков – для общества в целом. О чём же предупреждал их три года назад Игорь Задорин – руководитель исследовательской группы ЦИРКОН?

    Когда деловые клубы обсуждают повестку дня на предстоящие годы, главными для них остаются вопросы роста экономики, налогов, реформы банковской системы, инвестиционной активности и т.п. Игорь Задорин считает, что это – устаревающий подход.

    - В начале 1990-х главным вопросом для бизнеса (и его ключевым ресурсом) был доступ к государству (распределение собственности и приватизация). В середине и во второй половине десятилетия - овладение финансовыми потоками. Сегодня бизнес действует уже в другом контексте, его важнейшие характеристики – не политические или экономические, а социальные. И уже в самое ближайшее время ключевым ресурсом и ключевой проблемой бизнеса станут люди. Думаю, пришла пора задать бизнесменам семь главных вопросов о человеческом капитале и человеческих ресурсах.

    Вопросом № 1 социолог считает вопрос о количестве трудовых ресурсов в России в самом широком смысле, т.е. — хватает ли в стране людей?

    В последние годы Президент в своих посланиях не случайно так много говорит о демографическом кризисе. Теперь это не только государственная проблема, но и проблема бизнеса. Сокращение народонаселения несёт жёсткий вызов существованию многих бизнес-проектов! Если раньше предприятия стояли из-за нехватки денег, мощностей и т.д., то сейчас - потому, что некому работать.

    Значит демографическая проблема должна быть внесена в повестку деловых кругов, и бизнесу следует разделить с государством бремя по её решению.

    Вопрос № 2 Это вопрос о качестве человеческих ресурсов.

    Уже скоро проблемы образования (которые тоже до поры казались проблемами только государства), буквально «достанут» деловых людей.

    Низкая квалификация сотрудников и несоответствие умений и знаний выпускников вузов спросу предприятий станет вопиющим. Понятно, что вузы выдают специалистов в областях, которые они освоили, не ориентируясь на запросы предприятий и организаций. Фактически они стали продавцами социального статуса – «человек с высшим образованием», а не самого образования. Но и бизнес несет за это долю ответственности, ибо просто устранился от формирования программ подготовки специалистов.

    Проблема № 3 — мотивы и стимулы. Помимо квалификации не менее значима и характеристика качества человеческих ресурсов, как отношение к труду.

    - Сотрудники не желают работать с той отдачей, какой ждёт работодатель? Это понятно! Ведь вопросы мотивации и стимулирования труда, долгое время были на периферии проблематики бизнес-сообщества. 95% заказов, поступавших исследователям от корпораций, касались внешней среды - рынка, спроса, репутации и т.д. И лишь недавно к нам стали обращаться бизнесмены, ставящие на первое место вопросы внутреннего климата и трудовых отношений в компаниях, а также вопросов трудовой мотивации и трудовой этики.

    Вопрос № 4 – о человеческой энергетике бизнеса. А точнее о том, кто придёт за первой волной новых русских дельцов. Социолог полагает, что поколение, пришедшее в бизнес в 90-х годах, в изрядной степени исчерпало свою энергетику. Многие задачи, которые эти люди ставили перед собой, ими решены и можно передавать часть ответственности наёмным управленцам.

    Но как организовать переход ко второму поколению? Как компенсировать истощение предпринимательского ресурса, связанное со сменой поколений?

    - Таковы первые четыре темы нового социального дискурса, над которыми, по моему мнению, следует задуматься деловому сообществу – говорит Игорь Задорин, - Это: 1) люди, как население; 2) люди, как компетентные сотрудники; 3) люди как мотивированные работники; и, наконец, 4) люди как управленцы и носители энергии бизнеса. Между тем, население и трудовые ресурсы в тех вопросах, которые я рассматривал, выступали как объект, как приложение к деловой активности. Но этот объект может стать и субъектом. И эта возможность приводит к новым вопросам.

    Вопрос № 5 – «о классовой борьбе» или как взаимодействовать с работниками?

    - Немотивированный и пассивный персонал может внезапно становиться очень деятельным. Однако часто это активность не трудовая, а политическая.

    При этом если в 1990-х гг. протестная активность была направлена, в основном, в сторону федеральной власти, то сегодня трудящиеся апеллируют уже не к Кремлю и вообще – не к властям. Их требования адресованы собственникам предприятий. И они становятся всё жёстче. И уже скоро и бизнес, и социология столкнутся с проблемами трудовых конфликтов. Считается, что в России нет профсоюзов в том виде, в каком они существуют на Западе. Но они создаются! Наёмный персонал формирует свои объединения. И перед работодателями встаёт вопрос о взаимодействии с этими объединениями – вопрос управления классовыми противоречиями.

    Под № 6 социолог выделяет вопрос об утечке кадров. Почему они бегут? Как их удержать? И как – вернуть? Отток квалифицированных работников за границу: трудовая эмиграция — повседневная реальность. И здесь, считает исследователь, нужны проекты, направленные на репатриацию кадров. Сейчас принята программа, стимулирующая возвращение соотечественников из-за рубежа. Эксперт полагает, что она позволит частично решить проблему «утечки компетентности».

    Вопрос № 7 Игорь Задорин формулирует так: «О социальной ответственности бизнеса. Или как искупить «первородный грех» первоначального накопления?

    В последнее время всё более значимой становится проблема отношения людей к предпринимателям и бизнесу как таковому. Её главный аспект – итоги приватизации.

    - Когда бизнес понял, что этот вопрос задан, и надо на него отвечать, он стал канализировать проблематику социальной ответственности в фактический откуп. Под социальной ответственностью стали пониматься благотворительность, меценатство, попечительство... Но исследования показывают: такие в общем-то благие дела часто воспринимаются как «попытка воров откупиться от обворованных», «откупить» свой грех, а не искупить его. Чего же хочет общество? Люди ставят на первое место создание рабочих мест, заботу о здоровье и трудовом потенциале сотрудников. И единственный способ ответа на этот вопрос – это инвестирование или реинвестирование «нажитого» в страну, в её людей. Предприниматель обретёт уважение и авторитет тогда, когда он добытое богатство не просто кому-то отдаст, а вложит в развитие.

    Думается эти семь вопросов могут стать для российских предпринимателей пунктами повестки дня на несколько предстоящих лет. При этом их решение представляет собой пространство стратегического сотрудничества и партнёрства власти, делового мира и гражданского общества.

    Эти вопросы остаются актуальными. Но ситуация меняется. Как?

    - Легко быть прозорливым экспертом и дальновидным стратегом, — говорит г-н Задорин. — Когда власть неумна, неповоротлива и нестратегична. Но сегодня активные агенты поля политики всё чаще бросают творческий вызов социологам, политологам и другим «штурманам» социокультурной динамики. За последние годы активность власти и бизнеса в решении проблемы трудовых ресурсов усилилась. Отмечу, прежде всего, запуск национальных проектов в области образования и здравоохранения, причём в реформе высшего и профессионального образования бизнес-сообщество начинает выступать не менее заинтересованным игроком, чем государство. «Новому классу» интеллектуалов уже сложно почивать на лаврах самых дальновидных, без риска стать неинтересными для общества, бизнеса и государства.

    И тут важно отметить то, что, похоже, остается для бизнеса и общества по-прежнему нерешаемой задачей – повышение трудовой мотивации и формирование трудовой культуры, ориентированной на интенсивное развитие.

    Как создать (воспитать) новое поколение работников и предпринимателей, строящих жизненные стратегии, исходя из других культурных образцов, нежели те, что в последние 15 лет внедрялись в сознание людей (имеются в виду модели быстрого обогащения, не связанного ни с квалификацией, ни с законом, ни с этикой)? Как ввести в контекст труда и бизнеса такие понятия как профессиональная честь, долгосрочные стратегии, социальная ответственность? Как привлечь в бизнес энергетику молодежи?

    - Эту задачу воспроизводства и освоения человеческого капитала не решить «с наскока», — утверждает г-н Задорин, — Это вызов интеллектуалам, намеренным быть полезными стране и обществу.

    По словам эксперта, намечается любопытная ситуация конкуренции за человеческие ресурсы трех важнейших секторов общества — бизнеса, государства и третьего сектора (некоммерческих гражданских инициатив). Каждый из этих секторов требует активных, квалифицированных и ответственных работников, предлагая им особые стимулы, в том числе творческого характера. Как будет развиваться это соперничество, и как будет реагировать на него люди, очень важно и для исследователей, и для нового поколения социально-политических управленцев страны.

    Обсудить Версия для печати

    О проекте * Журнал * Институт * Библиотека * Архив
    Rambler's Top100

    ©2003-2006 Информационно-аналитический портал Prognosis.Ru
    Главный редактор Василий Жарков
    Дизайн Николай Макаров
    Техническая поддержка Юрий Баландин
    При перепечатке материалов ссылка на Prognosis.Ru обязательна
    E-mail: info@prognosis.ru